Охота на Volkswagen

Охота на Volkswagen

Что происходит с некогда топовым немецким автоконцерном

Он был на самых верхних строчках автомобильного хитпарада. Отрада и опора нации, радость любителей «этой машины» во всем мире. А теперь  Volkswagen — «мальчик для битья» среди адвокатов и политиков разных стран.

«Дизельный скандал», сразивший Volkswagen в 2015 году, похоже, подошел к логической кульминации. На днях в Мюнхене арестован глава автоконцерна Audi Руперт Штадлер. Прокуратура добилась, чтобы автомобильного магната закрыли в следственном изоляторе, опасаясь за важные улики — вдруг на свободе тот успеет их уничтожить (чего только ждал-то три года?)

Вся эта ситуация вокруг автоконцерна Volkswagen, куда входят также Audi, Bentley, Porsche, Skoda, Lamborgini, связанная с фальсификацией данных уровня выбросов вредных веществ, наделала много шуму во всем мире и здорово подмочила имидж германского автопрома. А ведь «немецкое качество» долгие годы повсеместно было сродни религии.

Теперь крупнейшему в мире автопроизводителю приходится срывать аплодисменты иного свойства. В сентябре 2016 года концерн получил Шнобелевскую премию по химии с ехидной формулировкой: «За решение проблемы токсичности автомобильных выхлопов в атмосфере путем автоматического включения очистки выхлопов при тестировании». Кроме того, скандал привлек внимание американской киноиндустрии! О Volkswagen собираются снять фильм. По крайней мере, еще в конце 2015 года студия Paramount и компания Appian Way Леонардо Ди Каприо заявили о своем желании «сделать кассу на жареном». Снять художественный фильм по книге журналиста Джека Эвинга о махинациях известнейшего автогиганта – чем не тема для блокбастера? Как невесело шутят немцы, американцы раскусили «фокусы» VW, вытряхнули перед всем миром его «грязное белье» — им и карты, то есть, камеры в руки. Именно агентство охраны окружающей среды США объявило о том, что в автомобилях компании Volkswagen установлены компьютерные программы, включающие фильтры во время прохождения тестов на содержание вредных веществ в выхлопных газах и выключающие их при обычной эксплуатации.

Подобное внимание к проблемам популярного во всем мире производителя автомобилей только подливает масла в огонь. За последние три года немцы не раз говорили, что такого кризиса их стране переживать еще не приходилось. Скандал вокруг крупнейшего автоконцерна именовали и национальной угрозой, и двуликим Янусом, и ящером, жадно заглатывающим страну. Даже главная тема последних лет – массовый и пока плохо контролируемый приток беженцев – не давит так на национальные чувства. Там они – великие альтруисты. Здесь – обманщики.

Эксперты уже связали скандал с замедлением темпов роста ВВП. Именно это обстоятельство, по их мнению, больше всего угрожает экономическому благополучию Германии.

«Выхлопная история» уже обошлась ФРГ почти в 30 миллиардов евро. И это еще далеко не предел, ведь всего автогигант успел «выпустить в свет» 11 миллионов дизельных машин с программами-махинаторами, занижающими показатели выброса вредных веществ в 40 (!) раз. А ведь это компьютерное обеспечение, так хитро обходящее экостандарты по меньшей мере 7 лет, позволило «фольксвагенам» опередить по продажам столь популярные во всем мире «тойоты». Бывший глава концерна Мартин Винтеркорн, устроивший хитроумную пиар-кампанию, мог бы стать национальным героем, удвоившим федеральный бюджет, а стал неудачным махинатором, банкротящим страну и – в итоге – обвиняемым в уголовном деле. Незадачливого предпринимателя сменил на посту глава Porsche; руководитель подразделения Volkswagen по производству двигателей в 2007-2011 годах был арестован; главный представитель компании в США осужден на семь лет с выплатой штрафа в 400 000 долларов; уцелевшее руководство автомобильного концерна покаялось, посыпало головы пеплом, но немцам от всего этого, понятно, легче не стало.

Акции Volkswagen упали на торгах, как и продажи, а проверки – наоборот – увеличились в геометрической прогессии. Они прошли уже более, чем в пятидесяти странах. Больше всего судебных исков и выплаченных по ним штрафов зарегистрировано в США, Канаде и, конечно, самой Германии. Только в Соединенных Штатах Америки концерн выкупил машины, признанные дефектными, и выплатил компенсации владельцам почти на 10 миллиардов долларов.

Вообще, математика расплаты за махинации компании, конечно, впечатляет и вряд ли имеет исторические аналоги: еще почти 3 миллиарда долларов Volkswagen должен внести в фонд компенсации экологического ущерба, 2 миллиарда – за применение технологии «нулевого выхлопа», более 4 миллиардов долларов — штрафы за ложные сведения об импортных дизельных автомобилях, 1 миллиард евро – компенсация по решению Брауншвейгской прокуратуры.

Надо полагать, это еще не финал, и в ближайшее время немецкую Фемиду ждет приличный объем работы, ведь разбирательства в странах Евросоюза все еще продолжаются.

Один мой сосед, например, тоже подал свой иск. Он не получил из-за «Дизельгейт» свой заказанный «фольксваген», но эту часть проблемы смог пережить. Главная часть его притязаний – подрыв доверия к нации. Ведь для немцев это особенный вопрос.

«Новые машины, — считает сосед, — снова выйдут в продажу, уже в этом году VW собирается выпустить больше 70 моделей. Будут устранены все нарушения и после окончательного перехода на усовершенствованную систему экологического тестирования 1 сентября этого года получено разрешение Федерального автомобильного ведомства. Но осадок, вернее, выхлоп, останется. И все еще сто лет будут припоминать это немцам. А мы – испытывать очередное чувство вины».

Правда, в любом случае, признание ошибки, пусть и столь масштабной, уже значительно ее облегчает.

Автор: Ольга Турова
Поделиться

Понравилась статья?

Подпишись на рассылку и будь в курсе самых интересных и полезных статей

Я соглашаюсь с правилами сайта